17.05.2024
«Методы арт-терапии в
коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Вид занятия:
мастер-класс.
Тема:
«Методы арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья».
Актуальность выбора темы.
Вся арт-терапевтическая работа в целом предлагает большой набор
различных изобразительных материалов и методов. Арт-терапия является мощным коррекционно –
развивающим средством. Данный метод связан с раскрытием творческого
потенциала индивида, высвобождением скрытых энергетических резервов и, в
результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. Арт-терапия
заключает в себе большие возможности. Методы и приёмы арт-терапии являются средством
умственного, моторного, эмоционально-эстетического и волевого развития
детей, а также способом совершенствования
психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти,
мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование). На мастер-классе были продемонстрированы два арт-метода - пластилинография и работа с мандалой.
Цель мастер-класса: донести
значимость методов арт-терапии в работе с дошкольниками; повышение
психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов; рассказать
родителям и педагогам о том, как с помощью методов арт-терапии можно развивать
познавательные процессы и эмоционально-волевую сферу, а также творческие
способности у детей дошкольного возраста; обучить арт-терапевтическим методам и
приемам развивающей работы в группах и дома с дошкольниками, а именно технике
«Мандалатерапия» и технике «Пластилинография»; помочь родителям больше узнать
своего ребенка, лучше понимать его; научить методам оказания первой
психологической помощи в домашних условиях с помощью арт-методов. Побудить
родителей к сотрудничеству с ДОУ, с целью разрешения здоровьесберегающих задач
в работе с дошкольниками. Рассказать и показать на практике несколько
направлений арт-терапии.
Задачи мастер-класса: улучшить психологический
климат в семье, в межличностных взаимоотношениях взрослого и ребёнка, в стиле
общения родителей и детей, педагогов и воспитанников. Побуждать к тому, что
общение с ребёнком является задачей взрослого и инициатива должна идти от
взрослых. Донести информацию о том, что познавательные процессы (такие как:
речь, память, мышление, воображение, внимание, восприятие) и творческие
способности у детей дошкольного возраста можно развивать через
эмоционально-волевую сферу дошкольника посредством современного метода психологии,
широко популярного в дошкольном образовании и применяемого в педагогики –
арт-терапии.
Группа:
родители, педагоги.
Время проведения:
1 час 15 мин.-1час 30 мин.
Оснащение:
пастельные мелки, цветные карандаши, пластилин, заготовки раскраски-цветы для
пластилинографии, бумага А-4, тарелочки для рисования мандалы, метафорические
карты для завершения занятия на позитивной ноте.
Пластилинография представляет собой создание объемных рисунков
с использованием пластилина. Данный вид деятельности сегодня активно
используется для работы с детьми с ОВЗ и позволяет достигнуть сразу нескольких
целей:
- В первую очередь, это формирование
коммуникативных навыков.
- В
качестве второй цели можно обозначить появление уверенности в себе у детей с
ограниченными возможностями здоровья, повышение самооценки. Благодаря тому, что
ребенок видит результат своего труда, он осознает, что может и умеет добиваться
результата.
- Развитие
координации стоит выделить как самостоятельный результат проведения занятий по
пластилинографии. Это происходит благодаря необходимости рассчитывать
применение силы и координировать движения так, чтобы пластилин принимал
желаемую форму.
- Кроме этого, занятия творческой деятельностью
позволяют выплеснуть эмоции, что приводит к умиротворению и успокоению, а
движения пальцами развивают мелкую моторику и активизируют нервные окончания.
Мандала-терапия – одно из направлений
арт-терапии. Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального
состояния, снятия напряжения, выражения чувств детей, а также детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Мандала-терапия необходима при следующих состояниях:
- нервное напряжение;
- агрессивность поведения;
- семейные конфликты;
- детское непослушание и отстранение от взрослых;
- депрессии;
- сложная адаптация к новым условиям;
- расстройства мелкой моторики;
- психосоматические нарушения;
- страхи, хроническое тревожное состояние;
- склонность к суициду;
- потеря творческого потенциала;
-кризис среднего или подросткового возраста;
- нетерпеливость и гиперактивность.
В рамках
мастер-класса состоялась выставка детских работ, выполненных на занятиях кружка
«Умелые ручки».
Тьютор МБДОУ «Солнышко» с. Суворовское Дубинская Елена Владимировна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.05.2024
Дата обновления: 22.06.2024
Дата публикации: 17.05.2024